Село Казанское (Меря) в середине XIXвека.

  Основание храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанское (до 1864 года - Меря) относится к середине XIXвека. Территории, которые занимает сейчас Павлово-Посадский район, входили в то время в состав Богородского уезда Московской губернии. Западную часть района, на которой в том числе располагается и современное село 

Казанское, охватывала Игнатьевская волость. С церковно-административной точки зрения эти территории входили в состав паствы собора в честь Воскресения Словущего в Павловском Посаде, принадлежащего Богородскому благочинию Московской епархии Русской Православной Церкви. Делами Московской епархии, помимо епархиального начальства, занимался также государственный орган - Московская духовная консистория.

 

      Село Меря получило свое название от наименования проживавшего здесь в древности финно-угорского племени меря: ареал расселения мерян охватывал территории современных Владимирской, Ивановской и восточной части Московской областей. Село Меря в середине XIXвека представляло собой достаточно богатое селение. Оно, равно как и другие деревни Игнатьевской волости, было заселено государственными крестьянами. В отличие от помещичьих крестьян, крепостных, государственные крестьяне обладали личной свободой, хотя и были прикреплены к принадлежавшей государству земле. У них были определенные юридические права: например, они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью, вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. При накоплении определенного капитала государственные крестьяне могли перейти в купечество. Делами и землями государственных крестьян посредством самоуправляемой крестьянской сельской общины занималось Министерство государственных имуществ.

 Среди других селений Игнатьевской волости, являвшейся центром   парчового производства в Богородском уезде, в Мере было сосредоточено наибольшее число фабрик. Так, с 1813 до 1863 годов здесь было основано 8 фабрик, связанных с именами государственных крестьян (позже - купцов) Марка Филипповича Вшивкина (Вишкина), Тимофея Афанасьевича Колонина, Егора и Григория Афанасьевичей Рудаковых, Дмитрия Ивановича Салтыкова. Успешное производство предприятий Мери, обеспечившее личное благосостояние многих жителей села, не только дало основание меревским крестьянам приступить к ходатайству о построении новой церкви в регионе, но и определило местонахождение церкви именно здесь, в Мере. 

Основание и устройство церкви. Об основании Казанской церкви сохранилось несколько преданий. Одно из них связано с событиями Отечественной войны 1812года, местным ополченцам, готовящимся дать отпор французским войскам, явилась Казанская икона Божией Матери, которую держали два ангела. Икона сохранилась до сих пор, она находится в местном ряду храма (слева от Царских врат) и имеет довольно необычную иконографию: Казанский образ Пресвятой Богородицы с двух сторон поддерживают. два ангела. Другое предание связывает основание церкви с именем митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) когда святитель возвращался в Москву после основания Гуслицкого Спасо- Преображенского монастыря в г. Куровское, он проезжал через эти места и благословил местных купцов на строительство храма иконой Пресвятой Богородицы Взыграние икона также хранится в церкви. Митрополит Филарет имел самое непосредственное отношение к Казанской церкви: он занимал Московскую кафедру на протяжении 46 лет с 3 июля 1821 года по 19 ноября 1867 года и все делопроизводство по основанию церкви шло через него. Его имя как небесного заступника церкви поминалось на всех богослужениях.

      История храма начинается в марте 1858 г., когда крестьяне и другие обывателидеревень Меря, Криулино, Грибаново, Сонино, Игнатово, Фомино и Дмитрово Игнатьевской волости Богородского уезда подали митрополиту Московскому святителю Филарету (Дроздов) ходатайство об устройстве новой церкви. Крестьяне жаловались на значительную удаленность мест своего проживания от церкви Воскресения Словущего в Павловском Посаде.

Из-за весенне-осенних паводков Воскресенский храм становился практически недоступным для посещения "старцами и мелковозрастными детьми", а в деревни, ввиду многочисленности паствы и необходимости ехать объездными путями, зачастую не могли попасть священнослужители для совершения необходимых треб (причащение и соборование тяжелобольных, крещение слабых младенцев).

      Храм было решено посвятить Казанской иконе Божией Матери, приделы - митрополиту Мирликийскому святителю Николаю Чудотворцу (северный) и преподобному Сергию Радонежскому (южный). Под документом, кроме крестьян, подписались купцы Филипп и Яков Егоровичи Рудаковы и Семен Иванович Салтыков, которые выражали готовность выделить на постройку церкви 10 тысяч рублей серебром и обещали "иметь попечение об успешном окончании этого дела". Крестьяне также жертвовали посильные суммы и нам ере вались устроить "на их крестьянской земле добывание глины и кирпичный завод", выделить достаточное количество земли для церкви, кладбища, домов для причта (33 десятины), обеспечить строительство рабочей силой и подвозом материала.

      Прошению был дан ход. Московская палата государственных имуществ и Московская духовная консистория собрали необходимые для устройства дела резолюции: разрешение епархиального начальства; одобрение проекта храма, разработанного архитектором Владиславом Иосифовичем,  (Адамом Осиповичем) Грудзиным (Груздиным), Московской губернской строительной и дорожной комиссией выяснили степень возможности выделения означенных деревень из прихода Воскресенского собора (была затронута часть паствы, приписанная к священнику Антонию Лебеданцеву)и др. Купцами и крестьянами была собрана сумма в 14 588 рублей серебром.

       21 июня 1858 г. Московская палата государственных имуществ вынесла предписание об обмере земли под новую церковь, 3 июля поверенным палаты Эгером в присутствии местного священноначалия (священника из Троицкойцеркви в Чижах Андрея Минервина), меценатов и делегации от крестьян с местности был снят план. Особую роль в скором разрешении дела сыграло изменение законодательства в отношении основания новых церквей: в мае-июне 1858 года властями были приняты поправки, согласно которым рассмотрения этих дел в Святейшем Синоде больше не требовалось - достаточно было решения вопроса на уровне епархиального начальства.

      4 августа 1858 г. в Московской духовной консистории было заслушано «Дело о дозволении построить новую каменную церковь при деревне Мере, состоящей в приходе Воскресенской в Павловском Посаде церкви, Богородского уезда, с образованием в той церкви особого причта». На основании рассмотренной на заседании документации по делу Московская духовная консистория постановила: основание церкви с особым причтом «удобно и полезно и необходимо для облегчения крестьян тех селений в исполнение религиозных обязанностей и христианских треб». 9 сентября 1858 г. Московской духовной консисторией в Богородское духовное правление был выслан Указ императора Александра IIо разрешении основания новой каменной церкви в селении Меря.

      2 июля 1859 г. Московская палата государственных имуществ уведомила Московскую духовную консисторию в том, что получила разрешение от управляющего Министерством государственных имуществ графа М. Н. Муравьева на отмежевание 33 десятин земли причту церкви, из которых 120 саженей полагалось под саму церковь и 2123 саженей под кладбище. 3 августа 1859 г. в Богородское духовное правление пришел подписанный императором Указ о разрешении приступить к межеванию. Обмежевание земли было про изведено 4 июля 1860 года, после чего был заложен фундамент будущей церкви. Летом 1863 года строительство церкви было завершено. Был выделен клир в составе священника, диакона на вакансии псаломщика и причетника.

    Казанская церковь во второй половине Х1Х -начале хх века.

      Первым священником новой церкви стал молодой священник Евгений Матфеевич Орлинков. Также в состав клира вошли диакон на вакансии дьячка Павел Дмитриевич Смирнов (с 8 сентября 1863 года) и псаломщик Михаил Иоаннович Ильинский (с 2 июня 1863 года). В дальнейшем здесь служили священники Иоанн Яковлевич Сорокин (с 8 августа 1865 года), Михаил Васильевич Воскресенский (с 21 декабря 1868 года), Василий Егорович Виноградов (с 20 января
1880 года), диаконы на псаломщической вакансии Иоанн Васильевич Воскресенский (с 3 октября 1880 года) и Михаил Феодоров Гусев (с 1
7 ноября 1902).

       В марте 1864 года село Меря по посвящению новой церкви было переименовано в село Казанское. В том же году при храме было устроено народное училище ведомства Палаты государственных имуществ для обучения поселянских детей, средства на которое выделил купец Семен Иванович Салтыков. В 1865 году близлежащая церкви территория была обустроена: на ней появились дом для священника и двор с хозпостройками, 30 января 1879 года в штате клира произошли изменения: появилась своя просфорница - двоюродная сестра псаломщика Ильинского Вера Александровна Лебедева.

      В 1881 году к храму была пристроена каменная колокольня. В 1888 году на крестьянском сходе было решено построить рядом с храмом новую школу (в 1909 году здание было расширено). В 90-е годы XIXвека в церкви были установлены 3 трехъярусных иконостаса, произведены росписи. В 1899 году школьная учительница Юлия Михайловна Савельева устроила при школе первую на территории современного Павлово-Посадского района библиотеку. В 1901 году при церкви был построен еще один церковный дом. 27 мая 1913 года на церковной территории случился пожар. Значительно пострадали деревянные дома и другие постройки, многие из них выгорели полностью. 2 дома и лишь часть хозпостроек были возобновлены в том же году.

               Казанская церковь после 1917 года.

    С приходом советской власти Казанская церковь, в отличие от храмов в городе, официально не закрывалась. Богослужения проводились, шли и занятия в школе. В 1931-1935 годы здесь служил священномученик Александр Михайлович Воздвиженский (расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне). В конце 30-х - 40-е годы ХХ века постоянного священника в церкви не было. Однако во время Великой Отечественной войны политика государства в отношении Церкви значительно смягчилась. 17 июня 1946 года настоятелем Казанской церкви был назначен протоиерей Петр Сергеевич Патокин. После него здесь служили священники Михаил Иванович Смирнов (с 1 января 1956 года), Николай Александрович Краскин (с 20 июня 1958 года), Петр Михайлович Липягов (с 9 января 1961 года), Иоанн Михайлович Гордеев (с 4 января 1962 года), Илия Петрович Ярошук (с 17 сентября 1964 года), Николай Степанович Соломевич 26 декабря 1966 года), Владимир Александрович Смирнов (с 10 марта 1970 года), Николай Степанович Соломевич (вторично, с 12 августа 1971 года), Михаил Сергеевич Пуц (с 1987 года), иеромонах Серафим (Быков) (с 22 марта 1993), священники Димитрий Босов (с 29 августа 1995 года), Димитрий Ненароков, Александр Хомяк.

      

После смены государственного политического курса в 1991 году многие храмы Павлово-Посадского района стали открываться. Казанская церковь, ставшая хранительницей некоторых святынь закрывшихся храмов Павлово-Посадского района, стала возвращать их историческим владельцамТак, 5 апреля 1992 года, при настоятеле оМихаиле Пуцев храм во имя великомученицы Екатерины в селе Рахманово были переданы хранившиеся в Казанской церкви с 1939 года Распятие с предстоящими и две храмовые иконы: священномученика Корнилия и преподобной Пелагеи Тарсийской. В Покровско-Васильевский монастырь в Павловском Посаде 9 марта 1996 годапри оДимитрии Босовебыл передан Крест с предстоящими24 марта того же года несколько икон.

 

Близ церкви похоронены меценат и основатели церкви Филипп Егорович и Яков Егорович Рудаковы (у северного алтаря)Иван Афанасьевич Салтыков (у южного алтаря), учительницы Юлия Михайловна и Маргарита Михайловна Савельевы, священники Петр Сергеевич Патокин и Николай Степанович Соломевич (у южного алтаря). 

 

Сейчас настоятелем Казанской церкви является

 протоиерей Александр Хомяк.

Слово пастыря

 

 Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 28 апреля 2019 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения после Пасхальной великой вечерни в Храме Христа Спасителя в Москве.

 

 

…Сегодня великий день, действительно наполняющий радостью нашу жизнь, наши сердца. Пасхальное торжество есть знак Божиего присутствия среди нас, потому что, когда у человека на сердце светло, когда его посещает светлая радость, ее источником является Сам Бог. Возблагодарим Господа, что ныне в нашем Отечестве все больше и больше людей чувствуют Божие присутствие в своей жизни. И как переполнены храмы Святой Руси в эти предпасхальные и пасхальные дни! Как чувствуется этот праздник на улицах наших современных городов, как чувствуется этот праздник даже среди тех, кто совсем редко посещает Церковь! Потому что радость Пасхальная — от Бога. Это реальность, долженствующая укрепить и нашу веру, и наше понимание важности всего того, что совершает Господь через Церковь, в том числе через наши немощные силы.

Всех вас, мои дорогие, хочу поблагодарить за ваше служение, за вашу веру, за ваши молитвы. Обращаюсь к тем, кто в этом храме, и всем тем, кто нас может сегодня видеть и слышать посредством телевидения. Благодарю всю Церковь Русскую, Исповедницу и Мученицу, Церковь, запечатлевшую кровью своих верных чад верность Христу Спасителю, Церковь, которая и ныне со смирением и упованием на волю Божию несет свое служение, дабы мир уверовал и через эту веру обрел спасение, почувствовал благодать Божию, касающуюся сердца.

Всех вас сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи.

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Аминь.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  

 

Банковские реквизиты храма:

р/с 40703810942010000007 в Центральный филиал АБ "Россия" п.Газопровод Московской обл.

к/счет: 30101810400000000132      ИНН: 5035006877     КПП: 503501001

БИК: 044599132

 Номер счета в системе "Яндекс-деньги: 410011754914179

Помощь наркозависимым

http://inokini.ru/svjatyni/ikona/chasha.php