Как правильно подавать записки

 

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», которая, наравне со свечой, является наиболее массовым церковным обращением людей ко Господу, Богородице и святым угодникам Божиим - сравнительно недавнее явление.

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина, и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения.

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, - «О здравии».

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, и материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы желаем, чтобы он в дальнейшем пребывал в таком же состоянии, - нет, мы молим Бога, чтобы Он помог ему перемениться.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: молитесьдруг за друга (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только всей России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего патриарха, а за ним - архипастыря, то есть преосвященного архиерея, поставленного от Бога духовного владыки, приносящего Господу молитвы за врученную ему паству.

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (см.: 1 Тим. 2, 1-4).

Затем, во исполнение слов апостола: Поминайте наставников ваших (Евр. 13, 7), пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа.

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: если же кто о своих и особенно одомашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8).

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать им добра и просить для них и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимнойлюбви; ибо любящий другого исполнил закон (Рим. 13, 7-8).

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: любите врагов ваших, благословляйтепроклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас(Мф. 5, 44). Молитва за врагов - обязанность христианина, его отличительный признак. Господь Иисус Христос сказал: если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? …Ведь такпоступают и язычники (Мф. 5, 46, 47).

Молитва за врагов, за враждующих - великая сила для прекращения вражды иводворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем - и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, - «О упокоении». В ней мы пишем имена наших усопших родственников, знакомых, учителей, благодетелей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших - и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род, за благодетелей и за сделавших нам зло, и вообще за всех православных христиан.

Умершие, хотя и отошли от нас, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: Бог же не есть Бог мертвых, ноживых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие родные (а имен многих из них мы часто и не знаем) молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее одну Главу - Господа Иисуса Христа. Живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (см.: Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Записки о живых и усопших подаются в первую очередь для поминовения за Божественной литургией, главным христианским богослужением, за которым совершается таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и причащение верующих.

Записки должны начинаться с изображения креста - они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии (обедни). Далее должно быть написано «О здравии» или «О упокоении» и имена. В записках пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Во время проскоми?дии (приготовительной части литургии) за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор, а в конце литургии опускает эти частицы в святую Чашу, в которой находится Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмы?й, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честно?ю, молитвами святых Твоих». Отсюда видно, как велико значение литургийного поминовения живых и усопших.

Кроме того, можно отдельно подать записки о поминовении на молебне и панихиде. Записки обычно подают там же, где приобретают свечи - за «свечным ящиком».

В некоторых храмах принимают так называемые заказные записки. Следует помнить, что различие цены записок отражает лишь разницу в сумме вашего пожертвования на храмовые нужды.

Когда подается заказная записка о здравии, то, как и при обычном поминовении, вынимаются частицы из просфоры и дополнительно диакон гласно читает имена поминаемых на ектении. Если в этот день бывает молебен, то заказные записки будут прочитаны и на молебне.

То же происходит и с заказной запиской о упокоении - и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших, диакон гласно произносит их имена на ектении, и дополнительно усопшие поминаются на панихиде, которая служится до литургии или после ее окончания.

Чтение поминаний вслух совершается в основном для утешения верующих и из снисхождения к тем, которым приятно бывает услышать чтение своей записки. Господь же одинаково слышит и произнесенное вслух с амвона, и прочитанное про себя в алтаре. Чтение записок вслух имеет и отрицательные стороны - почти всегда, кроме особых случаев, это противоречит церковному Уставу и неоправданно затягивает богослужение.

Сорокоусты- это поминовение, которое совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на проскомидии вынимается частица из просфоры. Как правило, сорокоуст о упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина. Часто - в самый день отпевания. Это церковное поминовение помогает душе проходить частный суд («мытарства») после отшествия из тела.

«Сорокоусты, - пишет святой Симеон Солунский, - совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, - и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Поминовение живых или усопших за литургией можно заказать на месяц, на полугодие, на год, на несколько лет.

Молебен - это особое богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией или после нее, а также после утрени и вечерни.

Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и так далее.

Другие молебны принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Бывают молебны на освящение дома, перед началом доброго дела или путешествия, молебны о болящих, благодарственные и многие другие.

Записка на молебен начинается начертанием восьмиконечного креста с указанием, кому совершается молебен - Господу, Божией Матери или святому. Затем пишется «О здравии» и перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

При желании можно заказать водосвятный молебен, - в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим.

К частному богослужению относится и панихида - моление об умерших.

Записка на панихиду также начинается с изображения восьмиконечного креста, под которым пишется «О упокоении» и перечисляются имена усопших.

Панихиды можно совершать сразу же после кончины человека. Кроме того, принято их совершать на третий, девятый и сороковой день после смерти, и в дальнейшем в дни рождения и смерти усопшего, дни именин и в другие дни, по усердию.

Уставная панихида - довольно длинное богослужение. Существует и краткое моление об усопших - заупокойная лития.